В прессе

БЕСЕДЫ О НАСТОЯЩЕМ

Кондитерская фабрика «Ювентис»

Существует мнение, что к настоящему успеху в кондитерском производстве могут привести только два пути.

 

«Чем бы ты ни занимался, имеет смысл либо делать то же самое, что все остальные, но лучше всех, либо делать то, чего не делает никто», — уверены на подмосковной кондитерской фабрике «Ювентис».

А если попробовать следовать обеим «половинкам» этого лозунга? Легко это или сложно? И достижимо ли вообще? С какими проблемами сталкиваются сегодня отечественные кондитеры? Что нужно, чтобы не только выжить, но и преуспеть на этом рынке? Обо всем этом беседуем с директором ООО «Ювентис» Алексеем Николаевичем.  Беседа проходит за чашкой чая с безумно — не побоюсь этого эпитета — вкусными конфетами.

ВКУСНЫЕ КОНФЕТЫ

«Кондитерские изделия»: Насколько я знаю, вы не просто возглавляете кондитерскую фабрику «Ювентис», но и являетесь основателем компании. Расскажите о своем детище.

Алексей Николаевич: Нашей фабрике семь лет, она была основана в 1999 году. Фирма специализируется на выпуске сбивных и желейных конфет, сухофруктов в шоколаде, печенья — в нашем ассортименте около пятидесяти видов кондитерских изделий. Предприятие начиналось с небольшого цеха; сегодня наше предприятие — это 4000 кв. м. площади, современное оборудование и опытный коллектив.

 

КИ: Для того чтобы наладить с нуля кондитерское производство, требуется немалый опыт в данной отрасли. Такой опыт у вас на тот момент был?

АН: То, чем я занимался до ООО «Ювентис», не было непосредственно связано с производством кондитерских изделий, но я считаю, что «непрофильное» образование и разноплановый опыт работы очень пригодились мне при организации собственного бизнеса.

 

КИ: А насколько «непрофильное» у вас образование?

АН: Я окончил Московский авиационный институт по специальности «организация и планирование производства летательных аппаратов». В настоящее время многие выпускники МАИ работают в кондитерском бизнесе.

Авиации я отдал десять лет своей жизни — участвовал в производстве «Бурана», самолетов Су-27 и МиГ-29. Так что с высокими технологиями знаком не понаслышке. Но времена изменились, и с государственной службы, к сожалению, пришлось уйти в бизнес. Я занимался производством майонеза, потом оптовой торговлей кондитерскими изделиями. После дефолта созрело решение: самому начать производство кондитерских изделий.

 

КИ: И как отечественный кондитерский рынок встретил нового игрока? Легко ли было пробиваться, выходить с новой продукцией?

АН: Реализация нового проекта — это всегда риск. Но нам повезло в том, что на самом начальном этапе нас очень поддержала администрация Ногинска во главе с господином В. Н. Лаптевым, ныне руководителем администрации Ногинского района.

 

КИ: С тех пор прошло семь лет. Работать на этом рынке стало легче?

АН: С приобретением опыта работать становится легче. Но уровень конкуренции достаточно высокий, хотя, к сожалению, это не всегда конкуренция по качеству продукции. Очень часто между компаниями идет борьба финансовых ресурсов. Одна фирма вкладывает свободные деньги в производство, в повышение качества своей продукции, а другая — в оплату «входных билетов» в розницу. Нетрудно догадаться, чью продукцию вы скорее увидите на прилавке. Но ведь, перефразируя известную пословицу, не все то еда, что блестит на полке!

 

КИ: Что вы имеете в виду?

АН: Я имею в виду, что очень многое из того, что сейчас продается в магазинах, может быть просто опасным для здоровья! Вот, например, актуальный вопрос — сроки хранения. Понятно, что чем дольше продукт может храниться, тем удобнее рознице с ним работать. И многие производители стараются в этом плане угодить розничным продавцам, забывая о тех, кто в конечном итоге будет есть их продукцию. Но ведь это так просто: натуральный продукт не может не портиться. За счет излишнего количества консервантов в продуктах питания онкология в нашей стране молодеет, утверждают врачи восстановительной медицины. Я считаю, что торгинспекция обязательно должна проводить плановые проверки продукции, которую нам предлагают в магазинах. Брать образцы прямо с прилавков и анализировать их химический состав.

Нашему предприятию такая проверка точно не страшна: мы используем в производстве только натуральные ингредиенты — никаких консервантов. Почти для каждого из наших продуктов срок хранения составляет три месяца, а для одной позиции — сбивных конфет «Поцелуй Клеопатры» — два месяца. Фабрика «Ювентис» выпускает качественные и вкусные конфеты и печенье.

 

КИ: Мне как потребителю понятие «натурального продукта» в сегменте сладостей представляется, честно говоря, несколько расплывчатым….

АН: А вы попробуйте что-нибудь сами! Что вам приглянулось? Малиновый мармелад в белой глазури? Отличный выбор: мармелад «Южный» — очень популярная позиция. Нравится?

 

КИ: Еще как!

АН: Честно говоря, я в этом не сомневался. А вы не замечаете ничего особенного?

 

КИ: По-моему, я раскусила малиновое семечко!

АН: Вполне может быть, ведь в состав мармелада входит 25% сублимированных ягод. Технологически нет ничего сложного в том, чтобы приготовить мармелад из малины без семечек, но я намеренно не стал этого делать. Чтобы покупатель имел неоспоримое доказательство натуральности того продукта, который он приобретает!

 

КИ: А сами вы едите свою продукцию? Есть ли любимые наименования?

АН: Вот вам признание, которое вы услышите не от каждого директора кондитерского предприятия: да, я ем свою продукцию, и с большим удовольствием! Мне, например, очень нравятся наши «Корзиночки ореховые в шоколаде» — это такое печенье в глазури с ореховой начинкой.

 

КИ: По какому пути вы идете, когда разрабатываете новый продукт? Рассчитываете превзойти всех, делая что-то привычное, или ищете неохваченные ниши?

АН: Стараемся, чтобы новый продукт обязательно подпадал под одну из этих категорий. Возьмем, например, суфле. Выпуск суфле налажен на многих кондитерских предприятиях — это очень популярное в России лакомство. А знаете ли вы, что именно на нашей фабрике семь лет назад было впервые в России выпущено двухслойное суфле? Сегодня сливочно-шоколадное суфле типа нашего «День и Ночь» производят многие кондитеры. В конце прошлого года фабрика «Ювентис» впервые за историю своей деятельности решила принять участие в проекте «100 лучших товаров России». Одним их продуктов, которые мы представили на конкурс, были наши конфеты «День и Ночь». И по итогам лабораторного тестирования и закрытой дегустации наши конфеты, к радости всего коллектива, были включены в список «ста лучших товаров».

 

КИ: Насколько я понимаю, «День и Ночь» — не единственная позиция, которую вы представили к участию в программе «100 лучших товаров России»?

АН: Мы представили на конкурс два наших продукта — «День и Ночь» и «Батончики суфле с бисквитом» (сливочные, шоколадные и сливочно-шоколадные). Дипломом «100 лучших товаров России» были отмечены обе эти позиции! Конкурс «100 лучших товаров России» длился около шести месяцев, а заключение по всем продуктам выдавала Академия проблем качества. Сам диплом, который действителен в течение двух лет, мы получили в конце ноября 2005 года.

В ПРОДАЖАХ ТОН ЗАДАЮТ СЕТИ

КИ: Торговые компании, которые заинтересуются вашей продукцией, наверняка захотят выяснить для себя ряд практических моментов, касающихся возможного будущего сотрудничества. В частности, получить информацию о вашей ценовой политике и о том, каким образом функционирует ваша система сбыта.

АН: Цены у нас вполне приемлемые для всех покупателей и в основном рассчитаны на средний класс потребителя.

Мы напрямую работаем с крупными московскими оптовиками, региональными оптовыми компаниями и с рядом столичных сетей розничной торговли. Продажами занимается наш московский офис. Мы сами развозим продукцию нашим оптовым и сетевым клиентам в Москве и Московской области, а в несетевую розницу наша продукция поступает уже через наших оптовых партнеров. Между прочим, суфле, мармелад, орехи и сухофрукты в шоколаде, печенье от «Ювентиса» продается не только в Москве и Подмосковье, но и в других регионах нашей страны.

 

КИ: Вы в большей степени ориентированы на столичный, подмосковный рынок или регионы?

АН: Нет рынка, который не был бы нам интересен, ведь любая компания стремится к тому, чтобы ее продажи постоянно росли. Понимая, насколько серьезная доля розничного рынка принадлежит сегодня торговым сетям, особенно в Москве, мы, конечно, особое внимание уделяем развитию этого направления.

 

КИ: В каких сетях продукция фабрики «Ювентис» представлена на сегодняшний день?

АН: Мы уже работаем с рядом московских сетевых компаний — группой компаний «Виктория» (сети «Квартал» и «Дешево»), сетями «Спар», «Алые Паруса», «АВК». Ведем переговоры с несколькими торговыми сетевыми компаниями — хотелось бы расширить нашу представленность в столичных, да и не только столичных сетях.

 

КИ: По вашему собственному признанию, отечественному производителю порой нелегко пробиться на полки сетевых магазинов, даже если он предлагает очень вкусную и качественную продукцию. В чем секрет успешных взаимоотношений с сетевыми партнерами?

АН: Очень часто все проблемы возникают не на уровне руководства сетевых структур, а на уровне среднего звена, категорийных менеджеров. Закупщик может запросто ответить отказом, даже не пробуя твою продукцию. Объяснение, как правило, достаточно простое: у него уже есть поставщик в аналогичном сегменте, объемы продаж устраивают обоих, а часто, и это сегодня ни для кого не секрет, между закупщиком и поставщиком присутствуют неформальные финансовые отношения. Я считаю, что самое разумное — адресовать все предложения напрямую руководителям сетевых компаний, понимающим, что в долгосрочной перспективе жизнеспособность сети зависит именно от того, довольны ли покупатели вкусом и качеством продукции. В нашей практике был случай, когда мы потерпели поражение в переговорах на уровне среднего звена, но смогли пробиться к руководителю, который, попробовав нашу продукцию, тотчас же дал указание отделу закупок: закупить!

КИ: Какие меры следовало бы принять на государственном уровне, чтобы взаимодействие между производителями и сетями розничной торговли проходило, скажем так, более гладко?

АН: Думаю, стоило бы организовать «независимую» государственную продовольственную биржу, чтобы любой поставщик мог представить там свою продукцию, а сети — выбрать товар «своего» формата на основе объективных показателей. Нечто вроде системы «единого окна», при которой личный контакт между продавцом и закупщиком не играет решающей роли. Плюс, конечно, необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство, принять меры для того, чтобы все сети строго соблюдали квоты по присутствию на полках отечественной и иностранной продукции. И вообще, чем больше интеллекта и души вкладывается в производство продукта, тем выше его потребительские свойства.

 

КИ: Всегда ли безосновательны «придирки» сетевиков? Ведь зачастую именно конечные продавцы лучше знают, какой продукт обратит на себя внимание покупателя, а какой нет. Готовы ли вы прислушиваться к рекомендациям своих сетевых партнеров?

АН: Раз уж сети «задают тон» в розничных продажах, то, конечно, стоит иногда прислушаться к их рекомендациям, использовать опыт и интуицию розничных продавцов. У нас, например, сети запросили фасованную продукцию (до определенного момента мы торговали только в развес), поскольку для такого формата магазинов это удобнее. Пришлось закупить специальное оборудование.

 

КИ: По оборудованию, ингредиентам предпочитаете работать с отечественными или иностранными производителями?

АН: Работаем и с теми, и с другими. Кстати, то самое новое фасовочное оборудование, о котором я только что сказал, мы закупили у нашего российского поставщика. Это крупная питерская компания «Русская трапеза», которая занимается производством фасовочно-упаковочного и пищевого оборудования. Мы были приятно удивлены не только качеством самого оборудования, но и очень высоким уровнем сервиса. В прошлом году мы приобрели у «Русской трапезы» мультиголовку для фасовки продукции в пакеты и несколько машин для фасовки штучной продукции. Оборудование работает исправно — никаких отказов или осечек. А сервис… Честно говоря, даже не ожидали, что российская компания способна на такое качественное обслуживание и четкий менеджмент. По крайней мере, впечатление от общения с московским представительством «Русской трапезы», с которым мы вели непосредственные переговоры по закупке необходимого оборудования, и с директором представительства Александром Евгеньевичем Качиони (www.r-m-k.ru) у нас осталось крайне благоприятное. Цены у «Русской трапезы», кстати, вполне адекватны для российского рынка. Ничего плохого, конечно, не скажу о поставщиках западного оборудования, все надежно и серьезно, но не дай бог что-то все-таки произойдет… При этом, даже работая с западниками, имеющими представительства в России, мы постоянно сталкиваемся со сложным и зачастую необоснованно дорогим сервисом, не говоря уже о сложности донесения наших российских проблем до их западного понимания. Ну а о сроках решения возникающих вопросов я вообще могу говорить очень долго.

 

КИ: Напоследок, как всегда, вопрос о ближайших планах компании.

АН: В скором времени планируем наладить производство шоколада, нескольких новых видов конфет, а также произвести ристайлинг ряда «старых» позиций.

                        Ася Шалимова